Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд понимал любовь как 'повторное нахождение объекта', т.е. повторное переживание чувств любви первоначально появившихся в детстве по отношению к матери или отцу, прежде всего к матери. В данном случае любовь это аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства, отсюда чувство переживания слияния с любимым человеком.
Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания близости с ней, в то время когда у него формируются и развиваются представления о себе и о матери как самостоятельном объекте.
Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Открывая для себя свое существование в мире, ребенок начинает любить себя и того кто рядом с ним, кто помогает ему удовлетворять существующие потребности как физические, так и эмоциональные. Важно помнить, что младенец нуждается не просто в физическом уходе, а в удовлетворительных эмоциональных контактах с матерью.
Любовь можно рассматривать в четырёх основных измерениях:
Любовь всегда полна противоречий, скрытых и явных. Существующее в любви напряжение между любовью к себе и любовью к другому; желанием слиться с любимым и сохранить свою автономию; между ненавистью, агрессивностью и привязанностью и нежностью; физическим влечением, страстью и душевной близостью, эмпатическим слиянием порождает колоссальное эмоциональные бури, ураганы, способные поднять человека на вершины блаженства и бросить его в пучину невыносимых страданий.
Условием способности к зрелой любви у взрослого человека является развитие так называемого объектного постоянства (постоянство и стабильность отношений).
Человек должен быть способен переносить интенсивную амбивалентность чувств в отношениях, не разрушая их. У него должно быть устойчивое, стабильное, связное представление о себя и о любимом человеке. Важно реалистично воспринимать себя и любимого человека, сопротивляться регрессии к инфантильным желаниям и требованиям их удовлетворения. Зрелая любовь не исчезает в ситуации фрустрации любовных желаний и временного расставания с любимым.
Зрелая любовь это дорога с двухсторонним движением. Важно не только любить, но и быть способным чувствовать любовь к себе другого человека. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы: устойчивое представление о себе, здоровая самооценка и принятие себя.
Важные сторона любви — способность находить друг в друге утешение от прошлых утрат, исцеление от травм, чувство взаимоподдержки и взаимопомощи. Любовь – это уникальная взаимная близость, проходящая через испытания и проносимая через годы.
Близость, рождающаяся в любви, делает неповторимыми сексуальные отношения между любящими людьми, их стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия «хорошего секса», т.е. способности к достижению оргазма независимо от уровня или характера межличностных отношений.
Необходимо понимать и помнить, что любовь не только результат и следствие психической зрелости и вершина человеческих отношений, она рождается хрупкой и беззащитной, требующей постоянной заботы и внимания, работы над собой и над отношениями с любимым человеком. На пути любви неизбежны трудности, грозящие разрушить её, их преодоление возможно только вместе с любимым человеком и тогда она расцветает в полную силу.
Но существует опасность принять за зрелую любовь её патологические проявления…
Бакалдин Сергей Витальевич
В психологической литературе в последнее время появилось достаточно много публикаций посвященной проблеме одиночества. Определенного внимания заслуживают работы психоаналитиков, предпринимающие интересные попытки вскрыть глубинно-личностные истоки одиночества.
Работ З. Фрейда посвященных специально проблемам одиночества нет, но он пишет о них в связи с исследованием детских страхов. Фрейд связывает страх одиночества с символическим повторным переживанием первого состояния страха во время акта рождения, а именно отделение от матери. Он связывает между собой страх перед темнотой и одиночеством. Общим, по мнению Фрейда, является отсутствие в обоих случаях любимого лица, которое за ребенком ухаживает, т. е. матери. Таким образом, страх одиночества, считает он, связан с тоской по хорошо знакомой матери; ребенок не в силах ни совладать с этим либидозным возбуждением, ни оставить его в неопределенности, и он превращает его в страх. Следовательно, считает З. Фрейд, детский страх одиночества следует отнести не к реальному страху, а к невротическому.
Проблема социально-психологической адаптации личности слушателя в процессе обучения в высшем учебном заведении МВД РФ, актуальна и требует углублённого изучения различными психологическими методами.
Адаптация как явление, свойственное всему живому, иссле¬дуется на различных уровнях — от философского до биологиче¬ского. Основа успешности социально-психологической адаптации лич¬ности — ее адаптированность на социальном уровне. Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. Область исследования со¬циально-психологической адаптации личности — индивидуальный характер деятельности личности, которая занимает определен¬ный социальный статус и действует в соответствии с потребно¬стями общества и своими личностными качествами и тенден¬циями, индивидуализируя таким образом ролевое поведение и обретая личностную определенность (1). На способность личности к адаптации будут оказывать влияние врождённые качества индивида: тип темперамента, физическая конституция организма, врождённая предрасположенность к тому или иному виду деятельности, свойства иммунной системы и т.д., а также его приобретённые свойства: особенности характера, степень развития способностей, уровень культуры и образования и т.п.
В 1899 году Фрейд заканчивает работу, над своей главной, по его мнению, книгой «Толкование сновидений». В ней впервые он предпринимает научную попытку разобраться в природе человеческих сновидений, проникнуть в тайны скрытые за фасадом манифестного содержания сна. Анализ собственных снов становится для него источником важных открытий о себе и своем детстве, а так же служит основой для развития теории и практики психоанализа.
Символический язык сновидений оказывается общим с симптомом, он проявляется в свободных ассоциациях и в культуре. Обращение к сновидением таит огромный потенциал в плане изучения личности сновидца, выявления его скрытых - вытесненных конфликтов. Интерпретация сновидений часто сопровождается инсайтом сновидца, несущим для него новое понимание себя и характера отношений с людьми.
На приём к психологу и психоаналитику часто обращаются люди в состоянии жизненного или личностного кризиса, существует даже особое направление в психотерапии - работа с кризисными состояниями. Однако, двери консультационного кабинета, не служат преградой для возникновения кризиса в самом кабинете, его развития внутри терапевтических отношений.
Что же такое вообще кризис и каковы его проявления и причины?
В психологии принято рассматривать кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.