В 1899 году Фрейд заканчивает работу, над своей главной, по его мнению, книгой «Толкование сновидений». В ней впервые он предпринимает научную попытку разобраться в природе человеческих сновидений, проникнуть в тайны скрытые за фасадом манифестного содержания сна. Анализ собственных снов становится для него источником важных открытий о себе и своем детстве, а так же служит основой для развития теории и практики психоанализа.
Символический язык сновидений оказывается общим с симптомом, он проявляется в свободных ассоциациях и в культуре. Обращение к сновидением таит огромный потенциал в плане изучения личности сновидца, выявления его скрытых - вытесненных конфликтов. Интерпретация сновидений часто сопровождается инсайтом сновидца, несущим для него новое понимание себя и характера отношений с людьми.
Работа в области психоаналитически ориентированного консультирования, ведение динамических групп, а так же подготовка и чтение лекций по дисциплинам связанным с психоанализом стимулировали мой интерес к сновидениям Встречный интерес к сновидениям со стороны студентов психологов побудил меня к созданию групп по работе со сновидениями. В результате мною, разработана и апробирована групповая форма работы со сновидениями получившая название - структурированная группа по работе со сновидениями. Структурированная группа объединяет достоинства психоаналитического и аналитического подходов в работе со сновидениями с преимуществами работы в группе. Структура проведения обсуждения содержания сновидения взята из балинтовской группы. Наличие чёткой структуры в обсуждении сновидения приводит к ряду существенных отличий по сравнению с обсуждением в динамической группе.
Главные правила структурированной группы для работы со сновидениями – обсуждение содержания сновидения и запрет на обсуждение личности сновидца и психотерапию. Этот запрет создает необходимое поле личной безопасности для обращения с бессознательным (латентным) содержанием сновидения, поэтому важнейшая функция лидера группы следить за неукоснительным соблюдением данного правила.
На группе обсуждается именно сновидении, а не личность сновидца. Нет правильных и не правильных интерпретаций, полный плюрализм мнений позволяет подключить к работе со сновидением колоссальный бессознательный потенциал всех участников группы. Эта работа напоминает «мозговой штурм», где должны быть отброшены все ограничения на фантазии. Бессознательное словно обретает плоть, вкус, цвет, становится осязаемой частью психической реальности группы. На определенном этапе личностное содержание фантазий словно растворяется в водовороте коллективного бессознательного, объединяя всех участников группы в единое целое. Каждый вносит туда крупицу своей души, все вместе они образуют нечто, превосходящее возможности индивидуального опыта. Работа со сновидением другого человека, превращается в работу с собой, своим собственным бессознательным, выводя личность на новый уровень интеграции.
Сам ход анализа сновидений на группе включает несколько этапов:
1) выбор сна для анализа;
2) рассказ сна сновидцем;
3) выявление дневного остатка;
4) вопросы к сновидцу по уточнению содержания сна;
5) ассоциации сновидца на элементы сна (элементы сна к которым сновидец дает ассоциации предлагаются участниками группы);
6) ассоциации каждого участника по поводу отдельных элементов сна;
7) отклик сновидца;
8) интерпретации сна участниками группы;
9) отклик сновидца, возможна его интерпретация;
10) отклик участников группы.
Работа группы идет по кругу, что дает возможность высказаться каждому, не вступая в конкурентные отношения с другими участниками. В группе запрещены дискуссии все ассоциации и версии одинаково важны. Сновидец сам отбирает для себя, что ему созвучнее, что ближе в предложенных интерпретациях. Важным условием защиты личности сновидца от чрезмерного вторжения в ходе обсуждения сна является правило, по которому каждая интерпретация сна участниками группы должна быть не обращением непосредственно к сновидцу, а являться изложением своего понимания сна исходя из позиции: «Если бы это был мой сон...». Этими словами и начинает свою интерпретацию каждый участник группы при общем обсуждении. Задачи лидера группы следить за соблюдением порядка обсуждения и за защищенностью участников группы в ходе анализа. На защиту сновидца работает и правило «стоп», позволяющее прервать обсуждение, если оно становится очень «горячим».
Рассмотрения содержания сновидения в группе, когда индивидуальные ассоциации сновидца дополняются и обогащаются ассоциациями участников группы и их амплификациями позволяет проникнуть в глубинные смыслы сновидения, выйти на вытесняемые личностные конфликты.
Работа со сновидением, как групповой процесс представляет собой постепенное погружение всей группы в символическое содержание сновидения. Каждый участник группы должен при анализе сновидения воспринять его как своё собственное. Работа со сновидением связанная с обращение к ассоциациям и символическому, не возможна без некоторого ограничения господства вторичных сознательных процессов и регрессии к первичным процессам характерным для работы бессознательного, источника порождающего сновидение. Бессознательное влияет на образование свободных ассоциаций возникающих у участников группы в ответ на содержание сна сновидца, что позволяет проявиться универсальной символике присущей психике каждого человека. Такой процесс стимулируется руководителем группы и поддерживается запретом на критику казалось бы самых невероятных, фантастических и на первый взгляд ни как не связанных с исходным сновидением и личностью сновидца ассоциаций: мыслей, образов, фантазий. Процесс ассоциирования обретает в группе самостоятельное существование, ассоциации одного участника группы стимулируют ассоциативный процесс у другого, формируется некая групповая фантазия на тему исходного сновидения. Свободные ассоциации, как и сновидение имеют общее происхождение - первичные процессы происходящие в бессознательном. Универсальность языка бессознательного проявляется при обсуждении сновидения в полной мере и позволяет проникнуть в его латентное содержание. На процесс ассоциирования отдельного участника группы могут влиять и бессознательные процессы происходящие между ним и сновидцем. Идентификация и эмпатическое присоединение к сновидцу дают подчас удивительные результаты при интерпретации сна, позволяя прикоснуться к скрытым личностным истокам сновидения.
Направляющим для построения последующих интерпретаций сновидения фактором являются отклики сновидца на ассоциации участников группы. Эти отклики позволяют построить последующие интерпретации сна в контексте личности сновидца. На предложенные интерпретации сновидец так же даёт обратную связь, подчас сопровождаемую сильными эмоциональными переживаниями и инсайтами.
Процесс работы со сновидением идет одновременно на двух уровнях: сознательном и бессознательном. Бессознательное предоставляет материал для построения интерпретации, а уже сознание создаёт её.
В ходе ведения структурированных групп по работе со сновидениями выявились некоторые особенности, которые первоначально не сразу бросались в глаза. Прежде всего, это формирование своеобразной эмоциональной атмосферы на группе, характеризующейся высокой степенью доверия, открытости и эмоционального тепла. Специфическое ощущение близости в группе отмечали практически все участники после разбора одного или двух первых сновидений. Такая атмосфера формировалась на всех структурированных группах по работе со сновидениями, которые мне довелось вести. Вторая особенность это высокая эффективность работы со сновидениями наблюдаемая в структурированной группе. В процессе работы группы удаётся достичь такой глубины интерпретаций, которая были бы не возможны в результате индивидуального анализа сновидения. Работа со сновидением оказывает сильное влияние не только на сновидца, но и на других участников группы.
Работа со сном вызывает общегрупповые процессы которые сказываются на всех участниках группы и способствуют формированию интерпретаций.
По нашему мнению, наблюдаемые явления связаны с сочетанием в данной форме работы эффектов порождаемых работой со сновидением с эффектами собственно групповой работы. Более того, работа со сном и жизнь группы дополняют друг друга усиливая некоторые бессознательные процессы.
Д. Анзье отмечал, что проявления первичных процессов в жизни группы осуществляется через групповые иллюзии. Он предполагает также аналогию группы и сновидений: «человеческие субъекты входят в группу, как в своих снах они погружаются в сновидения». Д. Ан¬зье прибегает к принципу толкования сновиде¬ний для описания групповых феноменов. Различные феномены, проявляющиеся в группе и сходные с разворачивающимся содер¬жанием, описывают ограниченное число скры¬тых образов. Группа, как и сновидения, есть средство и место воображаемой реализации бессознательных, инфантильных желаний. Как сновидение или симптом группа является местом проявления бессознательного желания, которое ищет пути удовлетворения [1, c. 94-95].
Таки образом и сновидения и группа являются областями проявления бессознательных желаний. Сновидец, вынося сновидение на группу, выносит внутренний мир своих тайных желаний с тем, что бы реализовать ещё одно желание - понять значение сна, понять свои тайные движения души! Часто эти тайные желания пугают, и тогда разделение их с группой помогает сновидцу признать их существование, справиться с тревогой связанной с этим признанием. Группа контенирует часть эмоций сновидца, позволяя тем самым справляться с ними.
Важным условием и пребывания в группе и работы со сновидением является регрессия. В структурированной группе по работе со сновидениями регрессия развивается под влиянием с одной стороны группового процесса, с другой в результате работы со сновидением. Регрессии будет способствовать защищённость сновидца и участников группы от прямых личностных вторжений, которая обеспечивается правилами работы группы. Регрессия облегчает контакт с бессознательным содержанием психики у участников группы, что в свою очередь облегчает ассоциативный и интерпретационный процессы при работе со сновидением.
Близость ассоциаций продуцируемых участниками группы при работе со сновидением, в свою очередь влияет на развитие групповой идентификации. Так же получается, что в группе при работе со сновидением реализуются групповые фантазии о единстве.
Отключая сознательную критику ассоциаций мы уподобляем групповой процесс процессу возникновения сновидения, при котором так же ослабляется действие Я функции. В процессе групповой структурированной работы со сновидениями действуют две группы факторов влияющих на личность. Первые связаны с непосредственной работой со сном, вторые с участием в групповом процессе.
Сначала выделим факторы связанные со сновидением. Первое это непосредственное взаимодействие сновидца со своим сном - внимательное изучение его. Сновидцу предлагается рассказать сон от первого лица в настоящем времени максимально представляя его снова, словно пережить сон заново. Такой подход позволяет выявить эмоциональные аспекты сновидения и специфические реакции на него сновидца. Прояснению содержание сна способствуют так же уточняющие вопросы участников группы в начале обсуждения сна. Обсуждение сна участниками группы происходит исходя из позиции «если бы это был мой сон...», что позволяет уйти от критики с одной стороны и снизить проявление сопротивления сновидца предлагаемой интерпретации с другой. Интерпретация не навязывается ему, как нечто абсолютно верное, а предлагается в альтернативном варианте среди многих других. Сновидец, прежде всего, прислушивается к себе, знакомясь с предлагаемыми версиями интерпретации сна, он ждет сигнала, некого внутреннего «звоночка», чувства «ага», который свидетельствует о близости предлагаемой интерпретации. Восприятие интерпретации сновидцем может сопровождаться эмоциональными или телесными реакциями, изменением его состояния или изменением отношения ко сну, всё это свидетельствуют о «попадании» интерпретации в цель.
Работая со сновидением, сновидец получает возможность лучше узнать себя, свои внутренние конфликты и получить шанс на их преодоление. Иногда эффект от такого контакта с собственным бессознательным в результате работы со сном носит выраженный терапевтический характер. Хотя психотерапия как таковая не является целью групповой структурированной работы со сновидениями. Таким образом, в качестве основных факторах влияющих на личность и связанных непосредственно с работой со сновидением можно выделить инсайт и катарсис.
Факторы группового влияния на личность в структурированной группе по работе со сновидениями являются общими для групповой работы вообще, хотя и отличаются некоторой спецификой. Так Мак-Кензи обобщил факторы групповой работы представленных у других авторов в четыре основных, все они присутствуют в структурированной группе по работе со сновидениями [2, с.86-87].
1. Фактор поддержки: чувство принадлежности к группе, включая осознание универсальности опыта, взаимное принятие, альтруизм и надежду, а также фактор поддержки посредством группового сцепления.
2. Фактор самораскрытия: выражение пациентом своих мыслей и катарсис, которые отличаются по признаку преобладания когнитивных или аффективных процессов.
3. Фактор научения: образование, задание направления психотерапевтом и другими членами группы, заместительное научение и моделирование.
4. Фактор психологической работы: межличностное научение и инсайт (само-понимание).
Эти факторы обладают определённой спецификой, в структурированной группе работающей со снами. Так фактор поддержки может проявляться сильнее, вследствие посреднической роли сновидений. Работа со сном сопровождается развитием специфической групповой матрицы в которой сон выступает в качестве готового группового мифа и коллективной фантазии. Символика сна, сохраняя определённую личностную индивидуальность, наполняется содержаниями всех участников группы, в том числе и имеющими отношение к архетипам коллективного бессознательного. Результатом этого процесса является ощущение единства группы на глубинно- психическом уровне. Запрет на критику и обсуждение личности сновидца, так же как и запрет на терапию в группе способствуют развитию доверия и чувства принятия.
Фактор самораскрытия в группе относится не только к сновидцу, определённое самораскрытие неизбежно для всех участников работы со сном, оно связано с обращением к собственным ассоциациями на разбираемый сон и позицией при интерпретации «если бы это был мой сон...».
Фактор научения в группе работающей со сном дополняется навыками интерпретации сновидений с использованием арсеналов психоанализа и аналитической психологии.
Фактор психологической работы связан здесь с инсайтами возникающими в процессе групповой работы со снами, возможностью через группу лучше понять свои эмоции вызванные сновидением. Справиться с частью аффективных переживаний при помощи групповой поддержки и в результате интеллектуализации при интерпретировании сна.
Рассматривая процессы, происходящие в структурированной группе по работе со сновидениями можно увидеть их близость с процессами, протекающими в аналитической группе. Это позволяет нам применить классификацию групповых феноменов, разработанную Фоулксом [2] для группового аналитического процесса в качестве основы для классификации процессов происходящих в структурированной группе по работе со сновидениями учитывая специфические отличия этих дух форм групповой работы.
Феномен социализации в группе работающей со сновидениями проявляется в том, что здесь преодолеваются две изоляции.
Первая изоляция, это изоляция сновидца, он словно отделён от других людей уникальным опытом своего сновидения. Вынося его на группу, он разделяет его со всеми её участниками. Он и его сновидение оказываются, принимаемыми группой.
Другая изоляция касается психического аппарата самого сновидца. Сон не понимаем им, так как какая-то часть его личности, связанная со сном, изолирована от его сознания, непонимание смысла сновидения вызывает чувство беспомощности перед ним. Групповая интерпретация направлена на устранение этой изоляции и несёт чувство внутреннего единства.
Феномен зеркала в структурированной групповой работе со сновидениями закладывается самими правилами работы группы. Сновидение одного из участников предлагается рассматривать как своё собственное. Через работу со сновидением переживает аспекты своего "Я" также как и "Я" других. При этом задействуются механизмы идентификации, проекции, интроекции и проективной идентификации, которые сталкивают участника группы с представлением о самом себе.
Феномен конденсатора в структурированной групповой работе со сновидениями, проявляется в том, что группа усиливает и концентрирует отдельные когнитивные и эмоциональные компоненты, связанные с интерпретацией сна, что оказывает как освобождающее, так и стимулирующее влияние не только на сновидца, но и на всех остальных участников группы.
Обмен информацией в структурированной групповой работе со сновидениями, который возникает в процессе обсуждения сновидения ведет к взаимопониманию и вызывает резонанс внутри группы. Каждый член группы может реагировать по-разному на один и тоже сон, на один и тот же элемент сна, предлагая свои ассоциации и интерпретации. Создается богатейший источник информации из которого сновидец черпает своё видение и понимание собственного сна.
Поддержка в структурированной групповой работе со сновидениями очень важна. Группа служит резервуаром для тревоги и беспокойства, для тех эмоций, которые есть по отношению к сну в начале обсуждения и которые проявляются в его процессе и возникают в конце. Способность группы принимать сон и давать его интерпретацию, каким бы тяжёлым он не казался, даёт возможность принять его и сновидцу, а так же справляться со своими чувствами. В работе над сном должен поддерживаться баланс между аналитическими и синтетическим (интегративными) процессами. Особенно важна роль ведущего - лидера группы на стадии интерпретации, он должен стремиться к максимально целостной и завершенной интерпретации сна, максимально соответствующей личности сновидца. На формирование атмосферы поддержки направлено правило группы запрещающее критику и дискуссии при обсуждении сновидения.
Коммуникация в структурированной групповой работе со сновидениями служит важной цели - некоммуникативное сделать коммуникативным, архаично-символическое содержание сновидения превратить в речевую коммуникацию. Благодаря этому в группе осознается и вербализуется скрытый смысл сновидения. Содействие языковой коммуникации является задачей ведущего и усиливает способность к символизации.
Поляризация в структурированной групповой работе со сновидениями - проявляется в разделении представлений о сновидении или отдельных его элементов на противоположные составляющие. Поляризация мнений в группе обычно отражает расщеплённость частичных аспектов психической системы сновидца представленных в сновидении. Запрет на дискуссии не позволяет перерасти поляризации в конфликт. Поляризация мнений при обсуждении сновидения позволяет сновидцу обратиться к той точке зрения, которая ему ближе, но в то же время не позволяет полностью игнорировать другую сторону своего сна. На это работает правило гласящее, что при работе группы со сновидением «нет не правильных интерпретаций».
Кончено очень многое в работе группы будет завесить от лидера, уровня и качества его профессиональной подготовки. По сути дела, на начальном этапе, лидер занимается обучением группы работе со сновидениями. Учит пользоваться свободными ассоциациями, использованию символического толкования, доверять своему воображению и интуиции и многому другому. Именно лидер должен интегрировать данный группой материал в связную и осмысленную интерпретацию, если это не получается у других участников группы. Недоработанное сновидение оставляет подчас гнетущее впечатление, усиливает тревогу, порождает сопротивление к дальнейшей работе, что естественно является очень не желательным. Если недостает материала для интерпретаций, лидер может предложить дополнительные круги на эмоции, ощущения, новое понимание сна может возникнуть в ходе его проигрывания, в виде драматической постановки, или рисования.
Участие в структурированной группе по работе со сновидениями позволяет участникам не только лучше узнать себя, но и справиться с определенными личностными проблемами, находящими выражение в сновидении. Само по себе пребывание в такой группе несет терапевтический эффект, способствует личностному росту и гармонизации личности.
Список литературы
1. Каэс Р. Теория психоанализа групп. М., ACT: Астрель, 2005 - 158 с.
2. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб., Питер, 2002- 400 с.
3. Современная теория сновидений. Сб. Пер. с англ., М. ООО «Фирма «Издательство ACT», Рефл-Бук. 1998 - 336 с.