Психоневроз, характеризующийся навязчивыми мыслями и навязчивыми действиями (компульсивным поведением) человека. Навязчивые мысли ощущаются как повторяющиеся, однообразные, навязанные извне и помимо воли человека, а их содержание - странное, неуместное, непристойное. Компульсивное поведение характеризуется желанием выполнять бессмысленные действия, которые, являясь моторными эквивалентами обсессивных мыслей, становятся ритуальными и стереотипными. Навязчивые действия (беспрестанное мытье рук, отход ко сну с устранением всего того, что может упасть и разбиться, постоянная проверка замков и запоров, привычка к странным и бессмысленным поступкам) - это действия, значения которых человек не осознает и от которых не может освободиться даже в том случае, когда они воспринимаются им как доставляющие беспокойство и страдание.
Там, где “думание и делание” становится движущим психологическим мотивом для человека и где наблюдается выраженная диспропорция со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать, слушать, играть, мечтать, получать удовольствие от произведений искусства, а также с другими видами деятельности, которые в меньшей степени управляемы разумом или служат инструментом для чего-либо, мы имеем дело с обсессивно-компульсивной структурой личности. Бессознательный мир обсессивных людей имеет окраску “анальной” проблематики. Потребность чувствовать себя скорее контролируемым, пунктуальным, чистым и разумным, чем неподконтрольным, хаотическим, беспорядочным, и ограничивать себя в проявлениях таких эмоций, как гнев и стыд, становится существенной для поддержания самоидентичности и самоуважения.
Защитные процессы у обсессивных и компульсивных людей (изоляция аффекта и уничтожение сделанного, реактивные образования) служат задаче подавления или развеяния большей части аффектов и желаний. Однако бессознательное чувство вины (под которым скрывается враждебность) и осознаваемая подверженность чувству стыда (вследствие ощущения несоответствия собственным стандартам) легко вычленяются. Также, что явствует из характера, среди защитных механизмов выделяются зрелые формы сепарации аффекта от когниции - рационализация, морализирование, компартментализация и интеллектуализация.
В семейных историях людей данной группы примечательно либо наличие чрезмерного контроля либо его явный недостаток. Имеющиеся в настоящем объектные отношения формальны, исполнены морализаторского пафоса, им недостает “сока” полнокровной жизни, несмотря на демонстрируемую обсессивно-компульсивными людьми базовую способность к привязанности. Также им присущи перфекционизм, амбивалентность и избегание чувства вины путем отсрочивания или воспроизведения импульсивных действий.
Психоанализ вскрывает значение навязчивых мыслей и действий. На первый взгляд кажется, что подобные мысли и действия являются простыми формальностями, лишенными всякого смысла и значения, но они во всех своих деталях полны смысла, отвечают важнейшим интересам личности, выражают ее постоянные переживания. По мнению 3. Фрейда, психоаналитические исследования позволяют выдвинуть утверждение, что навязчивые действия проистекают из интимной, большей частью сексуальной, жизни человека.
Совершаемые больными безобидные, незначительные навязчивые действия могут стать продолжительными и превратиться в почти неразрешимые проблемы. Навязчивые действия частично являются защитой человека от грозящей ему опасности, частично объясняются необходимостью обороны против искушения. В целом компромиссный характер навязчивых действий выступает в форме невротических симптомов. Благодаря аналитической работе раскрывается, что навязчивые действия служат для проявления бессознательных мотивов и представлений.