Кризис. Что же это такое и как мы, психологи, обычно понимаем его? Об этом сказано достаточно много и вопрос этот освещен достаточно обширно, с различных точек зрения и различных психологических школ. В наиболее общем смысле, кризисом или «кризисной ситуацией» называют такую, при которой возникает достаточно острая потребность в изменении, с целью совладать со сложившейся ситуацией. Изменения здесь трактуются очень широко, и для уточнения потребовалось бы рассмотреть конкретный пример, но вся суть сводится к тому, что изменения эти должны позволить продолжить дальнейшее развитие.
Каждому наверно приходилось слышать о «Творческом кризисе», о «Кризисе среднего возраста», о «Духовном кризисе» и точно каждому довелось столкнуться с «Экономическим кризисом». Не стоит удивляться последнему примеру. Кризис – свойство любой развивающейся системы и структуры, хоть экономической, политической, хоть биологической, психической и психологической.
Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины, это:
Возрастные кризисы
Принято считать возрастные кризисы необходимым процессом, обусловленным личностным развитием и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия. Для определения ключевых этапов развития и соответственно выделения кризисных ситуаций, психологии выделяю два основных компонента. Первый, это биологический возраст и второй, возраст психологический, или то, что обычно называют зрелостью. Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому:
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
По завершению этого периода, ребёнок усваивает базовую предпосылку о том, является ли для него окружающий его мир враждебным или нет.
Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
Решает, насколько ему хватает его сил, чтобы справиться с возникающими трудностями самостоятельно или он постоянно вынужден прибегать к помощи окружающих.
Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
Усваивает то, как окружающие реагируют на его активность. Может ли он позволить себе всё что угодно и безнаказанно или он вынужден жёстко себя контролировать.
Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Приобретения широкого опыта социальных контактов и реализация себя в этой среде. В школе в кругу друзей. Проба различных социальных ролей.
Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.
Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
Начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста.
Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
Период, когда дети стали подросткамиНа этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.
Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Подведение итогов.
Важно понять в первую очередь, что кризис является закономерным этапом развития человека и его невозможно избежать. По завершению каждого из этапа человек приходит к некому заключению и выводам относительно самого себя и жизни. Конечно, предложенная модель является весьма условной и относительной. И на каждом этапе отражены лишь крайние точки убеждений, к которым приходит человек.
Травматические кризисы
Травматический кризис в противоположность кризису развития, по своей природе и по воздействию на человека имеет не естественный характер. Это такие ситуации, в которых человек сталкивается с очень тяжёлыми и сильными переживаниями, вызванными какими-то внешними обстоятельствами причиняющие страдания. Это могут быть как реальная, так и мнимая угроза жизни, грозящая опасность близким людям или утрата или серьёзные физический ущерб.
Важную роль играет личностная значимость травмирующей ситуации. Также как и наличие внутреннего ресурса для преодоления тяжести переживаний. О травматическом переживании следует говорить в том случаи, если сложившаяся ситуация расценивается как непреодолимая внутренне.
Когда травмирующая ситуация переживается неоднократно и в течении длительного срока, уместного говорить о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), при котором появляются ещё ряд симптомов и проживаний призванных справиться уже не с первичной травмой, а с её переживаниями. Характерны повторяющиеся кошмарные сны и флешбеки.
Травма может быть вызвана военными действиями, катастрофами, террористическими актами, насилием, хирургическими операциями, длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. Обычно, если психологическая травма является тяжёлой, она вызывает переживание беспомощности, интенсивного страха, и крайнего ужаса.
Кризис утраты
Травма утраты является по сути разновидностью травматического кризиса. Но специфика его заключается в нескольких вещах.
Во-первых, следует различать утрату в результате несчастного случая или какой-то иной непредвиденной причины, в противоположность утрате в результате наступления смерти связанной с возрастом или хронической болезни. В первом случаи, утрата является внезапной и резкой, и человек сталкиваясь с ней переживает её очень остро. Во втором, смерть ожидаема и есть возможность к этому подготовиться психологически.
Во-вторых, человек не подвергается прямому насилию или травме физической и его переживания носят сугубо личный характер. Степень тяжести переживаний определяется внутренним критерием, при котором травматичным может оказаться ситуация потери партнёра в результате разрыва отношений, что субъективно будет равнозначно смерти. Или например, в результате развода родителей, ребёнок теряет возможность видеться с одним из них.
Так или иначе, для людей переживающих утрату выделяют определённые «нормы» для переживания горя сроком примерно в один год. Если по истечению этого срока горе нисколько не уменьшилось и переживается всё ещё очень остро, то возникает риск переход в так называемое паталогическое горе, иначе ПТСР. В таком случаи рекомендуется психологическая и психотерапевтическая помощь.