РОЛЬ МЕХАНИЗМА ИДЕНТИФИКАЦИИ В АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СЛУШАТЕЛЯ К СЛУЖЕБНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ МВД РОССИИ.

Проблема социально-психологической адаптации личности слушателя в процессе обучения в высшем учебном заведении МВД РФ, актуальна и требует углублённого изучения различными психологическими методами.

Адаптация как явление, свойственное всему живому, иссле¬дуется на различных уровнях — от философского до биологиче¬ского. Основа успешности социально-психологической адаптации лич¬ности — ее адаптированность на социальном уровне. Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. Область исследования со¬циально-психологической адаптации личности — индивидуальный характер деятельности личности, которая занимает определен¬ный социальный статус и действует в соответствии с потребно¬стями общества и своими личностными качествами и тенден¬циями, индивидуализируя таким образом ролевое поведение и обретая личностную определенность (1). На способность личности к адаптации будут оказывать влияние врождённые качества индивида: тип темперамента, физическая конституция организма, врождённая предрасположенность к тому или иному виду деятельности, свойства иммунной системы и т.д., а также его приобретённые свойства: особенности характера, степень развития способностей, уровень культуры и образования и т.п.

Приобретённые свойства личности, а также развитие врождённых способностей зависит во многом от социально-культурной среды в которой формируется и пребывает личность, от национальных и этнокультурных традиций воспитания.

Не менее значимы проявления социально-психологической адаптации на глубинных уровнях деятельности психики. Одним из глубинных уровней адаптации является уровень функционирования защитных механизмов личности, подробно изученный в теоретическом и прикладном аспектах психоанализа.

Использование психоаналитического подхода при изучении проблемы адаптации личности слушателя к служебной и учебной деятельности в вузе МВД России, позволяет увидеть её в целостном виде и описать происходящие в адаптационные процессы на уровне взаимодействия личностных структур.
Любая строго регламентированная организация, а высшее учебное заведение системы МВД как раз такой и является, порождает типические ответные реакции на пребывание в ней. Согласно древней истине, что действие порождает равное ему противодействие, любая репрессивная система порождает латентную или открытую агрессию в свой адрес. Открытая агрессия невозможна по ряду причин. Прежде всего она запрещена "Я" человека, так как противоречит его сознательному желанию продолжать учёбу. Поэтому бессознательное вынужденно искать окольные пути для реализации своих агрессивных стремлений. Такими путями будут: сублимация агрессии в служебной и учебной деятельности, спорте, науке, в сексуальной сфере и т.д.; невротические расстройства; психосоматические нарушения (проявление аутоагрессии). Психическими механизмами обеспечивающими, данные формы адаптивного поведения, будут механизмы психической защиты. Наиболее универсальными механизмами психической защиты, в репрессивных условиях, будут регрессия и идентификация с агрессором.

Осуществлению регрессии будут способствовать преобладание жёсткого директивного стиля руководства слушателями, особенно в первый месяц пребывания в институте на "курсе молодого бойца", проживание на казарме и оторванность от родителей, высокая степень зависимости от своих командиров, частое ощущение слабости и беспомощности при столкновении с принципиально новыми и незнакомыми трудностями службы, учёбы, быта, межличностных отношений и т.д. Поиск пути преодоления такого кризисного периода жизни приводит к дилемме. Первое - оставить учёбу, что находится в противоречии с сознательными целями и установками личности или угрожает репрессией со стороны родительских фигур, при наличии у слушателя сильной инфантильной зависимости от них, не желание проходить службу в армии. Второе - вытеснить желание оставить учёбу в бессознательное и найти пути регуляции своей агрессии. Данная ситуация, подавления запретного желания и наличие угрожающей, директивной, недоступной для реальной агрессии фигуры командира, напоминает классический эдипальный конфликт. Похожесть ситуаций обеспечивает лёгкость регрессии к применению психических защит характерных для данного этапа развития и способу его разрешения. Главным механизмом разрешения эдипальной ситуации выступает идентификация с агрессором.

В психоаналитической литературе выделяют несколько видов идентификации. При этом каждая разновидность идентификации является адаптационным механизмом к которому может быть возможно обращении индивида при регрессии на соответствующий уровень функционирования психического аппарата.

Первичная идентификация соответствует первым месяцам жизни ребёнка, " к первому "Я" младенца относится не только тело матери, но и весь мир, который кажется, соответствующим его потребностям и настроениям в зависимости от них изменяется или исчезает (2). Регрессия на этот уровень характерна для тяжёлых психических расстройств.

Вторичная идентификация - процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена. В отличие от первичной идентификации вторичная является защитой, поскольку она уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания разделённости с ним (3).
Третий тип идентификации - проективный в данном контексте нас мало интересует. Гораздо интереснее для нас четвёртый тип - интроективная идентификация, при которой внешний объект или его часть перемещаются внутрь субъекта. "Достоверно лишь то, - считал Фрейд, - что идентификация стремится сформировать собственное "Я" по подобию другого взятого за "образец""(4). Фактически идентификация - это поглощение - интроекция внешних объектов или их частей внутрь и интеграция в свою личность. Фрейд связывал этот процесс с первым этапом психосексуального развития личности - оральным. Поскольку: "Идентификацию не без успеха можно сравнить с оральным канибалистическим поглощением чужой личности"(5). Именно с данной формой идентификации будет связана идентификация с агрессором.

Упрощённый случай идентификации с агрессором у ребёнка мужского пола имеет следующий вид: уже в совсем ранние годы он развивает в отношении матери загрузку объектов, которая исходной точкой имеет материнскую грудь, является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры, отцом мальчик овладевает путём идентификации. Оба эти отношения некоторое время идут параллельно; но затем, вследствие усиления сексуальных желаний в отношении матери и сознания, что отец для этих желаний является препятствием, возникает эдипов комплекс. Идентификация с отцом принимает враждебную окраску, обращается в желание его устранить, чтобы занять его место у матери. Отец выступает в качестве ограничивающей, запрещающей фигуры. Именно на него будет направлен основной поток бессознательной агрессии мальчика. Проекция на фигуру отца, страха наказания за бессознательную агрессию в его адрес, и невозможность разрешить этот конфликт на сознательном уровне приводит к формированию амбивалентного отношения к отцу; кажется, что амбивалентность, с самого начала имевшаяся в идентификации, теперь становится явной. Амбивалентная установка к отцу и только нежное объектное стремление к матери являются для мальчика содержанием простого эдипова комплекса.

Так как отец признаётся препятствием для осуществления эдиповых желаний, то инфантильное "Я" укрепляется за счёт вытеснения конфликта и, создаёт внутри себя то же самое препятствие, в результате интроспективной идентификации, что и приводит к образованию Сверх-Я. Ребёнок был вынужден отказаться от удовлетворения своей мстительной агрессии против авторитета . В этой психически трудной ситуации он прибегает к помощи механизма идентификации с агрессором, а именно, переносит внутрь себя самого этого неуязвимого авторитета, который становится "Сверх-Я" ребёнка.

Именно к этой форме защиты прибегает психика значительной части первокурсников. Она принимает внутрь себя требования, запреты, стереотипы и нормы поведения, как часть своего "Я" или даже "Сверх-Я".

Очень многое зависит от того, чей образ ляжет в основу данного процесса идентификации, а это в свою очередь будет зависеть от содержания предыдущего опыта индивида. В некоторых случаях объектом идентификации может быть не только один из командиров, но и сокурсник, обладающий необходимыми для этого чертами и определёнными навыками дающими преимущества в служебной и учебной деятельности. Наиболее важным моментом проявления идентификационного механизма адаптации, является его бессознательность, следовательно уход от сознательного контроля со стороны человека. В результате идентификации перенимается не только положительные черты и характеристики, но и те которые могут официально осуждаться или даже находиться в противоречии с со "Сверх-Я" слушателя. Внешнее осуждение слушателем поведения лица, с которым происходит идентификация по типу "идентификации с агрессором", не предохраняет этого слушателя от подобного поведения при возникновении в будущем сходной ситуации. Именно таким образом передаются традиции, особенно в "закрытых" коллективах, в том числе и негативные например: так называемая "дедовщина". Именно поэтому в случае её возникновения, так трудно её изжить. Но здесь включается ещё один идентификационный механизм, проявления которого заслуживают самостоятельного разбора.

При ведении воспитательной работы со слушателями и осуществлении их психологического сопровождения необходимо помнить, что:

1. Образцом для процесса идентификации служат не декларированные проявления личности, а прежде всего её скрытые, часто не до конца осознаваемые особенности характера.

2. Процесс идентификации является во многом собирательным, редко образцом служит один человек, что даёт возможность при грамотной постановке воспитательной работы сформировать обобщённый, приближенный к идеальному образец для идентификации.

Отрицательными последствиями идентификации с агрессором могут являться:

1. Проявления внешне не мотивированной агрессии в отношении слабых, подчинённых, зависимых лиц, чёрствость в отношении их боли и проблем, неспособность идентификации с жертвой агрессии.

2. Проявление аутоагрессии: психосоматические расстройства, усиление депрессивных состояний, суицидальные попытки, как реагирование на присутствие бессознательных конфликтов между подавляемыми желаниями, запретами "Сверх-Я" и требованиями новой идентификации.

3. Развитие невротических проявлений в результате возникновения неразрешённого конфликта, как следствие неприятия "Сверх-Я" новой идентификационной модели.

4. Идентификация с агрессором является одним из основных психических механизмов бессознательного воспроизводства негативных традиций в обществе.

Положительными последствиями идентификации с агрессором могут являться:

1. Успешная адаптация личности к новым условиям существования в результате относительной регрессии и идентификации с командирами и другими носителями положительного примера.

2. Идентификация с агрессором является одним из основных психических механизмов бессознательного преемственности положительных боевых и патриотических традиций в обществе.

3. При успешном осуществлении идентификации, этические требования предъявляемые к сотруднику милиции оказываются включёнными в "Сверх-Я" личности и становятся частью его совести.

Список использованной литературы:

1. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. В кн.: Методология и методы социальной психологии. М., 1977, с. 173.
2. Фигдор Г. Дети разведённых родителей. М.,1996, с.120
3. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Санкт-Петербург, 1995.
4. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я". Сб. Психоанализ. Религия. Культура, М.,1992, с. 103
5. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1995, с. 339