Что такое психоанализ?

Психоанализ существует уже более 100 лет. Это одно из наиболее теоретически и практически разработанных направлений современной психотерапии. Открытие психоанализа принадлежит З. Фрейду.

Зигмунд Фрейд, ещё будучи молодым врачом-невропатологом заинтересовался лечением истерии, которая была в конце 19 века одним из наиболее распространенных психических расстройств. В то время истерическое заболевание воспринимали как симуляцию. Это во многом было обусловлено тем, что в арсенале медицины не было достаточных средств для его понимания и лечения.

З.Фрейд был одним из немногих, кто стал относиться к страданиям таких пациентов внимательно и серьезно, он слушал рассказываемые ими истории, и пытался понять причины возникновения невротических состояний. Позднее он пришел к выводу, что невроз - это тоже история, но рассказанная другим языком и если расшифровать этот язык, закодированный в симптоме, то болезнь исчезает. По мере того как пациенты рассказывали о своих страданиях во время психотерапевтических сеансов, они начинали спонтанно вспоминать о травматических событиях, происходивших с ними в прошлом. Эти воспоминания сопровождались бурной эмоциональной разрядкой, которая приносила значительное облегчение. Фрейд, исходя из своих наблюдений, совместно со своим коллегой и учителем Й. Брейером, пришел к выводу о том, что симптомы невроза выполняют защитную функцию и являются неудачной попыткой справиться с болезненным переживанием. Эти сложные чувства, связанные с воспоминанием о травматическом опыте, находились вне сознания, но при этом они оказывали активное воздействие на сознание и поведение взрослого человека. Таким образом, Фрейд сделал открытие, что большая часть психический жизни протекает вне нашего сознания, т.е. является бессознательной.

Метод исследования бессознательного был назван психоанализом. Надо сказать, что открытие бессознательного не было одномоментным событием. По мере того как накапливались наблюдения, расширялось и содержание этого открытия, обнаруживались все новые и новые грани бессознательного. Отражение и концептуализация многогранности и сложности бессознательного психического нашли свое место в теории психоанализа. За время своего существования психоанализ претерпел большую эволюцию как в теории, так и в практике. Еще при жизни З. Фрейда от психоанализа стали отделяться другие направления глубинной психологии, такие как аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и др. Классическая теория, выдвинутая З. Фрейдом, была многократно переосмыслена. Внутри самого психоанализа стали возникать новые направления: Эго-психология, традиция объектных отношений, школа М. Кляйн, структурный психоанализ Ж. Лакана, Я-психология Х. Кохута.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА

Психоанализ - это многоуровневая дисциплина. Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис выделяют три таких уровня: а) метод исследования бессознательных психических процессов, б) психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование и в) "совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения".

В 1899 году З. Фрейд описал топографическую модель психического аппарата. В ней психика рассматривается как неоднородная по своему содержанию и включающая в себя несколько частей - систем. Самая глубокая и отдаленная от нашего сознательного восприятия часть называется системой Бессознательное. Она подчиняется принципу удовольствия. В этой области зарождаются инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные), жаждущие немедленного удовлетворения. Здесь нет представлений о времени и пространстве, на этой территории не ведомы никакие ограничения объективной реальности, здесь не действуют законы логики и моральные принципы. Другая, более близкая к поверхности, часть называется системой Предсознательное. Эта область в описательном смысле слова тоже бессознательна, но она доступна нашему сознательному восприятию и подчиняется принципу реальности, необходимому для сохранения физической и психической безопасности. Предсознательное отделено от Бессознательного проницаемым барьером первичного вытеснения (подавления), который выполняет роль психического стража - цензора, делающего невозможным непосредственный прорыв импульсов инстинктивных влечений к поверхности нашего сознательного опыта. В Предсознательном осуществляется важная работа по сдерживанию и регуляции влечений и аффектов. В этой области наши чувства соприкасаются и связываются со словами - символами, здесь возникают грезы и сновидения, а также находят решения различные проблемы. И, наконец, на поверхности лежит система Сознательное. Главная функция этой системы - восприятие внешней и внутренней реальности.

Через призму такого теоретического подхода можно лучше понять, как осуществляются психическая регуляция и функционирование, как разворачиваются и разрешается межсистемные внутрипсихические конфликты: между требованиями бессознательных инстинктивных влечений (принципом удовольствия) и осознанием требований реальности (принципом реальности), накладывающими запрет на непосредственное и немедленное удовлетворение этих влечений ради сохранения психологической безопасности. Достижение оптимального баланса требует нахождения компромисса, и это очень сложная задача развития.

В 1923 году З. Фрейд, разработал новую, структурную, модель психического аппарата, которая позволила по новому рассмотреть внутрипсихический конфликт. Здесь, как и в первой модели, было выделено три системы, которые получили названия: "Оно", "Я" и "Сверх-Я".

"Оно" - это полюс влечений в личности. Все процессы в "Оно" протекают бессознательно. "Я" возникает и развивается из "Оно" в процессе взаимодействия с внешним миром и другими людьми.

"Я"- это сложный набор идентификаций с другими "Я". Функционирование "Я" протекает в сознательной, предсознательной и бессознательной плоскостях. Бессознательная часть "Я" выполняет функцию психологической защиты. Изначально все защитные механизмы служат для адаптации индивида к требованиям внешней и внутренней реальности. Однако, при нарушениях психического развития, эти естественные и привычные в рамках конкретной семьи способы адаптации могут сами по себе становиться источником серьезных проблем. Любая защита, смягчая воздействие реальности, некоторым образом её искажает. Если эти искажения слишком массивны, то адаптивные механизмы психологической защиты становятся психопатологическими феноменами. "Я"- срединная область, территория на которой пересекаются и накладываются друг на друга две реальности, внутренняя и внешняя. И одна из важных его функций - тестирование реальности. Фрейд называл "Я" слугой трех господ: постоянно сталкиваясь со сложными и противоречивыми требованиями, исходящими из "Оно", внешнего мира и "Сверх-Я", оно вынужденно искать компромиссы. Любое психопатологическое явление является компромиссным образованием, неудачной попыткой самоисцеления психики возникшим в ответ на боль, порожденную внутрипсихическим конфликтом.

"Сверх-Я" зарождается уже во втором полугодии жизни, но как внутрипсихическая структура возникает в процессе разрешения Эдипова комплекса, в возрасте 5-7 лет. "Сверх-Я" является хранилищем моральных стандартов и идеалов, выполняет несколько важных функций в психической регуляции: контроль, самонаблюдение, поощрение и самонаказание. По сути, "Сверх-Я"- это внутренний родитель, который, с одной стороны, заботится и поддерживает, а с другой - запрещает и наказывает. Большая часть "Сверх-Я" функционирует бессознательно, пропитана энергией влечений и поэтому является тоже источником, порождающим внутренний конфликт.

Структурная модель психического аппарата явилась удачным дополнением топографической модели и позволила создать стереоскопический эффект при рассмотрении как нормальных, так и психопатологических феноменов.

Большой заслугой З. Фрейда было открытие детской сексуальности. Он обнаружил, что с самого рождения человеческий младенец нуждается не только в удовлетворении его физических потребностей, но и в чувственном наслаждении. Например, для него важно не только насыщение голода (физическая потребность), но и присутствие матери: звучание её голоса, ощущение тепла и запаха материнского тела, а также стимуляция слизистой оболочки рта, которая приводит к разрядке психического напряжения, аналогичной оргазму у взрослого человека. В различные периоды развития у ребенка существуют особые способы получения наслаждения. В зависимости от доминирования эрогенной зоны, выделяют оральную, анальную, фаллическую и генитальную фазы психосексуального развития. На каждой из этих фаз происходят качественные изменения в душевной жизни в целом. Для оптимального развития необходимо избегать как чрезмерной стимуляции этих зон, так и фрустрации чувственного наслаждения. Так, например, недостаток стимуляции может привести в дальнейшем к бедности фантазийной жизни вообще, и в крайне тяжелых случаях, привести к развитию серьезным психическим и психосоматическим расстройствам. Избыток стимуляции также крайне нежелателен. У маленького ребенка нет ещё средств, чтобы справиться с большим количеством возбуждения, и поэтому он может чувствовать себя скорее соблазненным, встревоженным и рассерженным, нежели удовлетворенным. И то и другое ведет к задержкам и искажениям психического развития, которые находят свое выражение в различных психических расстройствах (неврозах, личностных расстройствах перверсиях и психозах).

Один из выдающихся психоаналитиков нашего времени, Джойс МакДугалл, пишет: "Человеческая сексуальность неотъемлемо травматична. С наших первых чувственных отношений начинаются...многие психические конфликты, с которыми мы встречаемся в поисках любви и удовлетворения." (Дж. МакДугалл "Тысячеликий Эрос", Сп-б 1999). Она выделяет три универсальные травмы, с которыми сталкивается каждый человек в своем развитии: осознание отдельности себя от Другого, осознание половых различий и принятие собственной однополости, а также признание неизбежности собственной смерти. Психоаналитическая теория и практика сосредоточена вокруг этих, по сути экзистенциальных, тем человеческого существования.

Одна из главных проблем кроется в том, что удовлетворение желаний зависит от Другого. Человеческий младенец - абсолютно зависимое существо, и его физическое и психическое выживание зависит от качества отношений с заботящимися о нем людьми. Зависимость от другого порождает у младенца защитную иллюзию собственного всемогущества. Психическая реальность младенца переплетена с психической реальностью его матери. Изначально у них есть лишь одна психика на двоих. По мере роста ребенок постепенно начинает отделять собственные переживания от переживаний своей матери, создавать представления о Я и объекте и осознавать себя отдельным психологическим существом. Этот процесс перехода от абсолютной зависимости к относительной независимости от Другого сопровождается очень сложными чувствами: тревогой, агрессией и депрессией. Ребенок на определенном этапе, обычно в 1.5 - 2 года, испытывает два совершенно противоположных намерения: он хочет чувствовать себя абсолютно независимым, но при этом он начинает бояться потерять любовь матери и почувствовать себя одиноким и брошенным. Он стремится восстановить утраченное блаженство, пытаясь слиться с материнским объектом. Этот конфликт развития порождает амбивалентность чувств. Драма любви и ненависти разворачивается здесь столь интенсивно, что оставляют неизгладимый след в психике каждого человека. Постепенно этот конфликт амбивалентности интегрируется и становится основой любого внутрипсихического конфликта.

Следующий шаг в психическом созревании ребенок совершает, когда, приблизительно в возрасте 3-х лет, он вступает в инфантильно-генитальную фазу психосексуального развития. В этом возрасте дети озабочены вопросами анатомической разницы полов. Главным способом получения удовольствия в этот период становится стимуляция гениталий (мастурбация). С одной стороны, это вызывает удовольствие, а с другой - порождает тревогу, которая подкрепляется родительскими ограничениями и запретами на подобного рода активность. Часто такие ограничения и запреты связаны с воображаемой или реальной угрозой физического наказания и телесного повреждения (кастрацией). Открытие половых различий порождает множество вопросов и сопровождается комплексом переживаний: тревогой, депрессией, завистью, с одной стороны, и удивлением, восхищением и гордостью - с другой. Ребенку трудно признать тот факт, что он или она являются однополыми, а не всемогущими двуполыми существами (андрогинами).

Осознание себя как маленького мужчины или маленькой женщины и принятие своей поло-ролевой идентичности требует специальной психологической работы, которая начинается уже в начале 3-го года жизни и завершается в конце подросткового периода. В возрасте 4 - 6 лет начинает проявляться так называемый Эдипов комплекс, при котором все предыдущие конфликты развития окончательно структурируются. Эдипов комплекс был впервые описан З. Фрейдом. Он дал название этому психологическому феномену, используя древнегреческий миф об Эдипе. Согласно этому мифу, Эдип, влекомый велением неотвратимого Рока, сам того не ведая, убивает своего отца и женится на матери. Некоторые авторы описывают Эдипов комплекс как кульминацию детской инстинктивной жизни, ядро неврозов, "организующий зонтик будущей психической жизни". В этом возрасте каждый ребенок начинает чувствовать влюбленность в родителя противоположного пола и хочет обладать им единолично. Прогресс в жизни влечений, усиление чувства собственной зарождающейся мужественности и женственности изменяет не только поведение ребенка, но и характер его фантазийной жизни. Однополый родитель начинает восприниматься как соперник, препятствующий достижению интимной близости с объектом любви. Однако, он является не только объектом, на который направлена ревнивая ненависть, но и идеалом для подражания, вызывающим восхищение и нежность. Желание устранить соперника одновременно вызывает страх потерять любовь своего идеала, а желание овладеть объектом своей любви - страх наказания (кастрации). Прохождение Эдипова периода качественно изменяет отношения ребенка с родителями: от диадных отношений он переходит к триадным. Начиная по-новому осознавать свое место в семейном треугольнике, он чувствует, что для того чтобы сохранить хорошие отношения с обоими родителями, он должен отказаться от своих инцестуозных желаний.

В этот сложный для развития период психика ребенка очень уязвима и ранима. Поэтому важно, чтобы родители с уважением и пониманием относились к сложным переживаниям ребенка, и в тоже время смогли мягко ввести и установить четкие межпоколенческие границы, существующие в человеческом сообществе. Разрешение Эдипова комплекса качественно трансформирует психику. Возникает новая внутрипсихическая структура - Сверх-Я, инстанция моральных стандартов, ценностей и идеалов. Психическое развитие не заканчивается в Эдипов период. Так, например, очень важные сдвиги в развитии происходят в подростковом периоде. Однако, от того как разрешается Эдипов конфликт, зависит успех в последующих перипетиях психического развития.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психоанализ - это длительное лечение. Средняя продолжительность прохождения полного курса психоанализа - от 3-х до 5-лет. Этот метод не рассчитан на достижение быстрого результата. Если говорить о "чистом" классическом психоанализе, то его главная задача не лечение само по себе, т.е. устранение симптома, а исследование психической реальности личности, страдающей каким либо расстройством. Однако, при профессионально организованном исследовании, как правило, возникает очень стойкий глубинный психотерапевтический эффект. Психотерапевтическая работа в психоанализе сосредоточена на исследовании и проработке конфликтов, лежащих в основе того или иного симптома или психологической проблемы. Исследование и тщательная проработка бессознательных внутрипсихических конфликтов делают возможной структурную перестройку глубинных основ Я и Сверх-Я, личности в целом.

Психоанализ - это не только длительный, но и интенсивный вид психотерапии. Пациент и психоаналитик встречаются 4-5 раз в неделю по 50-60 минут. Во время психоаналитических сеансов (сессий) пациент, как правило лежит на кушетке, а психоаналитик сидит сзади так, чтобы пациент не мог его видеть. Это пространственное положение позволяет анализируемому лучше сосредоточиться на внутренних переживаниях и более свободно говорить о своих мыслях, чувствах, фантазиях и сновидениях, т.е. - свободно ассоциировать. Свободные ассоциации - это основной метод исследования в психоанализе. Пациенту предлагается говорить все, что ему приходит в голову во время сессии. Эта процедура не такая легкая, как может казалась в начале, так как человек начинает сталкиваться с действием бессознательного сопротивления процессу свободного ассоциирования. Сопротивление - неотъемлемая часть любого анализа. Часто оно является признаком манифестации внутреннего конфликта, и поэтому его необходимо исследовать. Задача психоаналитика заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать причину сопротивлений и справиться с ними. Работа с сопротивлениями позволяет пациенту понять то, какие виды защит он использует и какие из этих защит наиболее предпочтительны для него. Обычно человек защищается от внутренней опасности (иногда переживая её как внешнюю), вызывающей тревогу, депрессию, стыд или чувство вины. Все эти неприятные аффекты возникают тогда, когда бессознательное желание каким-либо, даже завуалированным образом, проявляет себя. В процессе психоанализа человек получает возможность понять, от чего он, собственно, защищается, и ближе взглянуть на собственные желания, которые, постепенно интегрируясь в Я, перестают быть такими пугающими.

В психоаналитической работе большое значение занимает исследование истории жизни пациента, межпоколенческих связей, в которых обычно скрыто множество бессознательных смыслов, играющих важную роль в судьбе человека. В процессе прохождения психоанализа человек начинает по-новому осознавать свою личностную историю и связывать свое поведение в настоящей жизни с прошлым опытом, пережитым в детстве. Психоанализ может быть эффективным только тогда, когда между пациентом и психоаналитиком будут установлены доверительные рабочие отношения (рабочий альянс) и безопасная доброжелательная атмосфера, способствующая самораскрытию пациента. Психоаналитик, внимательно слушая пациента, пытается понять различные бессознательные смыслы и старается донести их, с помощью интерпретаций, до сознания пациента. По мере развития отношений пациент, незаметно для себя, начинает относиться к психоаналитику специфическим способом. У него возникают различные мысли, чувства и фантазии, прямым или косвенным образом связанные с фигурой психоаналитика. То, что психоаналитик становится значимой фигурой в жизни пациента, естественно и понятно, - ведь именно ему пациент рассказывает о самом сокровенном и важном. Психоаналитик, со своей стороны, старается занимать по отношению к пациенту доброжелательную, принимающую, но нейтральную и анонимную позицию. Он не должен вступать с пациентом в какие-либо не терапевтические отношения (например, сексуальные), он не должен посвящать пациента в собственные проблемы или рассказывать о каких-то сторонах своей личной жизни. Это необходимое условие для проведения анализа, так как пациент должен уходить с аналитической сессии "наполненный собой, а не психоаналитиком". Естественное желание пациента как можно больше узнать о психоаналитике, с одной стороны, и дефицит информации (в том числе и сенсорной) - с другой, открывают пространство, в котором этот пробел может быть заполнен продукцией воображения. Для того, чтобы познать нечто новое, все люди обязательно используют свой прошлый опыт. Неизвестное открывается посредством старого и знакомого. Пациент, не осознавая того, начинает относиться к психоаналитику почти так же, как когда-то он относился к своим близким (например, родителям), либо так же, как когда-то близкие относились к нему. В кабинете психоаналитика постепенно разворачивается и в символической форме повторяется драма страстей, некогда неизжитая в детстве. Этот психологический феномен, возникающий в процессе лечения, называется переносом. Перенос - главное лечебное средство, и, в то же время, главное препятствие в анализе. Это очень сложное явление, включающее в себя перенос желаний из бессознательного в сознательное, из внутренней реальности во внешнюю, из прошлого в настоящее. Анализ и интерпретация переноса является ключевым фактором в исследовании бессознательных психических процессов и лечении пациента. З. Фрейд, в письме своему ученику и коллеге Ш. Ференци, писал: "Вы можете лечить пациента как угодно, но он лечиться переносом". Очень важно, чтобы пациент чувствовал себя в безопасности, и мог открыто говорить с психоаналитиком о своих переживаниях, связанных с их отношениями. В переносе обнаруживают себя многие детские конфликты, страхи, желания и надежды, и это дает человеку шанс по-новому, в безопасных условиях, пережить и справится со своим прошлым травматическим опытом.

Проблема в разрешении конфликтов возникает потому, что все наши психологические проблемы являются для нас не только источником страдания, но источником скрытого удовольствия. Детские желания и тревоги, существующие в бессознательном, как бы привязаны к образам тех людей, от которых мы когда-то не только страдали, но и получали любовь и заботу. Поэтому, расставание с детскими обидами, страхами, чувством вины, порождаемым внутренними конфликтами - не простая задача. Все люди, как это ни кажется странным, очень привязаны к своим страданиям. Старые конфликты мучительны, но хорошо знакомы и поэтому не так страшны. Даже когда есть средства для новых решений и изменений, возникает тревога, которая побуждает человека вернутся к старым (иногда крайне патологическим и опасным) способам решения проблем. Разрешения любого внутрипсихического конфликта требует специальной психологической работы, так называемой "работы горя". Смысл этой работы заключается в том, чтобы изъять большое количество психической энергии (либидо) из этих конфликтов, так тесно связанных с родительскими образами детства. Работа горя связана с переживанием печали, осознанием и принятием собственных ограничений, в глубинном смысле - с осознанием и принятием собственной смертности. Но, в тоже время, эта работа позволяет использовать высвободившуюся энергию, и направить ее на достижение новых жизненных целей: улучшение своей способности "любить и работать", "творить и играть", "находиться в близких отношениях и оставаться способным быть в одиночестве". Психоаналитическое лечение улучшает способность человека тестировать реальность и, следовательно, лучше понимать не только собственные ограничения, но и собственные силы и способности, а также раскрыть свой творческий потенциал.

Психоанализ в "чистом" виде - это достаточно редкий вид психотерапии. Он требует много времени, средств и сильной мотивации от пациента. Психоанализ имеет свои недостатки, например, он доступен и показан очень ограниченному кругу пациентов. Поэтому, для того чтобы сделать психоаналитическое лечение более доступным и эффективным, была создана модифицированная психоаналитическая психотерапия. Между психоанализом и психоаналитической психотерапией существует ряд отличий. Если в психоанализе цель - это исследование личности в целом, то в психоаналитической психотерапии цель более скромная, но более конкретная, - разрешение той или иной конкретной проблемы. В психотерапии пациент и психоаналитик встречаются от 1-го до 3-х раз в неделю. В зависимости от поставленной задачи и качества проблемы длительность психоаналитической психотерапии варьируется от 10-20 сессий (краткосрочная психотерапия), до нескольких месяцев или лет. Психотерапию, в отличие от психоанализа, проводят сидя, лицом к лицу. Такое положение больше ориентирует на исследование реальности и препятствует развитию психической регрессии. В психотерапии также неизбежно развивается перенос, но не такой интенсивности, как в психоанализе. С переносом интенсивно работают только тогда, когда он становится сопротивлением и мешает эффективной работе. Психоаналитическая психотерапия имеет более широкий диапазон применения. Этот вид лечения может помочь не только людям, имеющим проблемы невротического уровня, но и при более серьезных проблемах: неврозах характера, личностных расстройствах, а в некоторых случаях (при обязательном медикаментозном лечении) и при лечении психозов и тяжелых психосоматических болезней.

Если же говорить не медицинским языком, то за помощью психоаналитика могут обращаться люди, испытывающие трудности, связанные с их любовной жизнью, работой и творчеством. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия - это хорошее и надежное средство для понимания и разрешения проблем, связанных с отношениями с другими людьми и с самим собой. Психоанализ может помочь найти ответы на вопрос о том, как, находясь в близких отношения с кем-либо, не терять собственной индивидуальности и не растворяться в другом. Психоаналитический подход позволяет найти исцеление от психологических травм, пережитых в прошлом (например, в случаях пережитого насилия или потерь) и лучше справляться с актуальными проблемами.

Главная цель психоаналитического лечения - это достижение большей степени внутренней свободы.

Психоанализ и психоаналитическую терапию может практиковать специалист в области охраны психического здоровья - психолог или психиатр, прошедший специальную подготовку. Главное в подготовке таких специалистов - это прохождение собственного тренинг-анализа или длительной психотерапии, ведение пациентов под наблюдением более опытных коллег (супервизоров), а также знание психоаналитической теории. Как правило, такая подготовка длится несколько лет после окончания базовой программы по психологии или психиатрии.

При выборе психоаналитика важно, чтобы это был дипломированный специалист, который является членом одного из профессиональных психоаналитических сообществ.